DagRock

Рок в стране гор => Музыкальные инструменты => Тема начата: D@nDY от мая 17, 2007, 11:44:01

Название: О выборе струн
Отправлено: D@nDY от мая 17, 2007, 11:44:01
Выбор струн - дело сугубо индивидуальное, и однозначно сказать, какие струны выбрать, невозможно. Это также относится и к инструментам. Требовательные музыканты порой годами подбирают себе струны, иногда по одной от разных комплектов. Даже если и подберут наконец, то, глядишь, производители струн что-то новенькое придумают, и снова начинаются поиски. Хороший музыкант, как творческая натура, всегда будет искать себе струны лучше и лучше, но для начинающего гитариста при выборе струн важно определиться в главном: какую музыку и с какой гитарой он будет играть; тогда уже выбор струн не будет столь мучительной проблемой.

Сперва немного о том, какими бывают струны. Вообще-то, струной может являться любая нить или проволока, если она не рвется и не вытягивается от воздействия играющего. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на жильных (сделанных из кишок животных) и шелковых струнах, не имевших обмотки. Жильные струны дожили до наших дней, но в силу ряда причин сейчас остались почти только на арфах и иногда встречаются на скрипках (в основном при исполнении аутентичной музыки). Лишь в XIX веке на жильных струнах появляется металлическая (медь, серебро) обмотка, позволяющая улучшать тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило жизнь исполнителя и обогатило тембр инструмента. Тогда же, с появлением рояля, начинаются первые опыты по производству струн на стальной основе, которые позднее нашли применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, многослойные, с профильной обмоткой (не круглой, а плоской или полукруглой и т.д.), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

Жильные струны - в принципе, на ладовом инструменте долго не держатся, поэтому почти вышли из употребления (в России не встречаются).
Синтетические струны - обычно используются для классической гитары. Они явились заменителями нестойких жильных струн. Три первые струны – это калиброванная нейлоновая леска, а три басовые сделаны на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) крученой синтетической основе. Традиционной обмоткой для них является посеребренная медь. Серебряное покрытие (несколько тысячных долей миллиметра) улучшает звучание сравнительно глухой меди, не темнеет от прикосновения пальцев и очень приятно смотрится (однако, со временем вытирается). Многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, ничуть не уступающие в звучании и намного превосходящие своей долговечностью посеребренную медь.
Струны на стальной моно-основе (как правило, на шестигранном керне) используются очень широко в эстрадной музыке, а также теми, кто ценит в гитаре звонкость ("металл"). Эти струны имеют большее натяжение по сравнению с синтетическими и ставятся на гитары другого, усиленного типа. И хотя еще встречаются струны на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, это скорее является их недостатком, поскольку стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как синтетической. Поэтому служат эти струны в несколько раз меньше, чем имеющие обмотку из бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п.
Струны для гитары на стальном тросике в России не встречаются, хотя, вероятно, на Западе они существуют. Однако, массовыми их назвать нельзя, так как они должны быть в несколько раз дороже вышеперечисленных.
Что касается струн с плоской обмоткой или с полукруглой обмоткой, лежащей плоской стороной вверх, то эти струны имеют больший срок службы и при смене позиций не имеют характерного свиста пальцев о витки намотки. Они, как правило, чуть менее ярки, но их любят ставить гитаристы, которым приходится записываться на студии.

Для всех гитарных струн существуют множество типоразмеров, что обуславливается требованиями музыканта и его инструмента. В отличие от смычковых инструментов, где длина струны полного инструмента (4/4) одинаковая, гитары бывают разные по мензуре (длине рабочей части струны). Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 660 мм и даже больше, поэтому один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. Стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648 мм.

О натяжении струн

Натяжение струн на стальной основе гитаристы привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма, то есть комплект струн "средне-легкого" натяжения №10 - это комплект, у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма = 0,254 мм. Но мало кто обращает внимание на диаметры других струн, а ведь это важно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, как правило, рассчитаны на крупные инструменты, на которых в основном играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение на витых струнах. Их традиционно предпочитают большинство российских исполнителей, имеющих инструменты другой конструкции и отдающих приоритет скорее не громкости инструмента, а его певучести, педальности (длительности) звучания, которое можно получить лишь на струнах с меньшим натяжением.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе (для классической гитары) также определяется исходя из сечений струн, но здесь различие в натяжении струн разного размера мизерно, что отчасти связано с тем, что мензура самого инструмента устоялась и составляет около 650 мм. Отклонение по диаметру лески для первых трех струн даже на 0,002 дюйма (0,05мм) уже не является существенным для натяжения струны, поскольку сам нейлон легче стали более чем в семь раз.

Выводы

Из всего вышесказанного уже можно сделать некоторые выводы о том, какие струны следует выбирать. Выбор, в основном, обуславливается тем, какое звучание (тембр) вам самим нравится, каким инструментом вы располагаете и какую музыку исполняете. Начинающему гитаристу при выборе струн можно посоветовать следующее:

Если вам нравится приглушенное звучание и мягкие струны, стоит остановить свой выбор на синтетических струнах, но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым.
Тем, кому нужна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент, следует предпочесть струны на стальной основе не ниже №11. Правда при этом нужны и крепкие пальцы.
Тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки мозоли, но кто не любит "пластмассовое" звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на стальной основе №№9 и 10. При этом, возможно, придется несколько увеличить высоту струн над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие (а точнее легкие) струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады.
И напоследок еще один совет – всегда настраивайте струны по камертону! Помимо того, что при перетяжке вы портите сам инструмент, струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут вытянуться и в правильном строе звучать станут хуже.

взято с "Господин музыкант" www.gmstrings.ru/ (http://www.gmstrings.ru/)
Название:
Отправлено: D@nDY от мая 17, 2007, 11:45:26
Сага о нейлоновых струнах

Традиционное мнение о "нейлоне" - это струны для начинающих, для тех, кто не хочет иметь мозоли на левой руке. Так ли это? В последние несколько месяцев в гитарных форумах Рунета старательно муссируются темы, касаемые нейлоновых струн. Мы решили написать собственный вариант саги о нейлоновых струнах, попутно ответив на большинство вопросов, задаваемых обычно в форумах. О материалах, о натяжении, о выборе струн и о многом другом...

Что такое нейлоновые струны?

Три первые струны ("голоса" или "trebles") представляют собой калиброванную нейлоновую леску. Современная струна изготовлена из различных полимеров и сополимеров на основе нейлона. Сырье для производства струн изготавливается большими химическими концернами Kureha, Mitsubishi, Du Pont, Bayer и другими. Оно состоит из крошечных шаров. Для изготовления струнной лески сырье нагревают и пропускают через отверстия определенного диаметра. Нити протягивают по специальным роликам и охлаждают в соответствии со специальным термическим режимом, что придает им необходимую жесткость и упругость. В процессе изготовления леску пропитывают специальными компонентами, которые занимают место между молекулами нейлона и предотвращают поглощение воды струной, увеличивают прочность и долговечность мононити. Теоретически, цвет таких струн за счет добавок может быть абсолютно любым.

Три басовые струны ("басы" или "basses") сделаны на мультифиламентной (состоящей из большого числа тонких нитей) крученой синтетической основе. Иногда эту основу называют Floss Nylon (нитяной нейлон). Традиционной обмоткой для них является посеребренная медная проволока. Серебряное покрытие толщиной в тысячные доли миллиметра улучшает звучание сравнительно глухой меди и очень приятно смотрится, однако со временем вытирается от прикосновений пальцев и "краснеет". Иногда в качестве материала обмотки применяют сплавы серебра и меди, где доля серебра составляет 30-40% и обязательно присутствует цинк, но это менее практично и более дорого, поэтому вариант с тонким серебряным покрытием в качестве компромисса устраивает всех - и музыкантов, и производителей струн. Используют и золото, но это еще дороже. Некоторые фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, несколько уступающие в звучании посеребренной меде, но зато намного превосходящие ее своей долговечностью.

Натяжение нейлоновых струн.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе (для классической гитары) определяется исходя из сечений струн (как и для металлических струн). При этом различие в натяжении струн разного размера незначительно. Сей факт связан с тем, что мензура самого инструмента устоялась и составляет около 650 мм, а также с тем, что нейлон легче стали более чем в семь раз. Отклонение по диаметру лески для первых трех струн даже на 0,002 дюйма (0,05мм) уже не является существенным для натяжения струны, более важно контролировать неизменность диаметра отдельной струны по всей ее длине.

Несмотря на то, что различные нейлоновые струны имеет разный диаметр, толщины нейлоновых струн на упаковках западных производителей обычно не указываются. Вместо них используют следующую классификацию:

Normal/Regular Tension - нормальное натяжение;
High/Hard Tension - сильное натяжение;
Extra High/Extra Hard Tension - очень сильное натяжение.

Именно такие надписи (или их вариации) можно обнаружить на упаковке со струнами. Иногда вместе с классификацией по натяжению производители указывают на упаковках и набор толщин струн, входящих в комплект. Какую-то закономерность соотношения толщин и натяжения здесь сложно обнаружить, особенно если говорить о "голых" струнах. Для "чистого нейлона" (Clear/Crystal Nylon) толщина первой струны 0,028-0,029 дюйма обычно соответствует сильному натяжению. Ряд производителей предлагают в продажу гибридные наборы (например, басы - High Tension, голоса - Normal Tension), в этом случае толщины 1, 4 (2, 5 и 3,6) струн могут быть практически равны. Необходимо отметить, что натяжение (и толщина) струн на основе мононити сильно зависит от состава компонентов, используемых при ее изготовлении. Так, например, поликарбонатные добавки позволяют сохранить натяжение струны при уменьшении ее толщины (на упаковке это иногда отражается как Carbon).

Как натяжение струны отражается на ее звуке?

Общее правило - чем сильнее натяжение, тем сочнее и громче звук, тем богаче его тембр. И, соответственно, чем тоньше струна при равном натяжении, тем более звонко она звучит.

На какие гитары можно ставить нейлоновые струны?

Нейлоновые струны по своему натяжению изначально предназначены для установки на классических гитарах с вклеенным грифом (т.е. предполагается определенный уровень качества инструмента). Крепление грифа на винте сильно ухудшает звукопередачу инструмента, это одна из основных причин, почему отечественные фабричные гитары "не любят" нейлоновые струны. Для металлических струн это не так важно, они рассчитаны на более сильное натяжение, проблема же с высотой струн над грифом при этом полностью устраняется.

Несмотря на теорию, на практике многие владельцы отечественных фабричных инструментов все-таки ставят на свои гитары нейлоновые струны. В данном случае, определяющим фактором комфорта является высота струн над грифом гитары - расстояние между струнами и двенадцатым ладовым порожком. В случае применения нейлоновых струн это расстояние должно составлять 4,0..5,0 мм. В любом случае, при регулировке высоты необходимо следить за тем, чтобы нейлоновые струны при игре не дребезжали о ладовые перегородки - в противном случае высоту необходимо увеличить еще больше. Но это именно "особый" случай.

Также не рекомендуется ставить нейлоновые струны на гитары вестерн-типа (фолк-гитары) - они рассчитаны на более сильное натяжение металлических струн и вряд ли будут звучать.

Какие нейлоновые струны выбрать?

Типичный выбор гитариста-профессионала - струны сильного натяжения (High Tension) с посеребренной обмоткой. Начинающим гитаристам преподаватели обычно рекомендуют ставить струны нормального натяжения, играть на них легче, хотя тех нюансов звукоизвлечения, которые доступны на нейлоне сильного натяжения, на них не получить. Также можно посоветовать не устанавливать посеребренные струны на низкокачественные гитары. Особое внимание обратите на лады. Если шлифовка ладов оставляет желать лучшего, но хочется поставить все-таки нейлоновые струны, то оптимальный выбор - струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой. "Проживут" они подольше, хотя звук у них изначально менее яркий.

При выборе "голосов" определяющим фактором является качество их обработки. Различают полированную и шлифованную (матовую) поверхность, каждая обладает своими "звуковыми" нюансами. Наибольше распространение получили полированные струны. Связано это с тем, что они издают меньше призвуков при быстрых пассажах.

"Даешь конкретные модели струн!", - скажете вы. Увы, выбор определенной модели нейлоновых струн - вопрос особо деликатный, поэтому, если у вас имеется другое мнение по этому поводу, просим высказать ваши мысли в форуме. Тем не менее, для классической гитары мы рискнем порекомендовать следующие модели струн в ценовом диапазоне 120-150 рублей:

Все эти струны производятся за рубежом на известных фабриках, но упаковка производится у нас в России. Данные модели являются на сегодняшний день наиболее оптимальным выбором по соотношению цена/качество среди струн с посеребряной обмоткой.

Мы сознательно не упоминаем раскрученные "народные марки" вроде Savarez, Pyramid, D'Addario, La Bella и др. Дело в том, что цепочка посредников по этим струнам настолько велика, что стоимость этих струн в магазинах попадает в запредельный диапазон (выше 200 рублей), т.е. явно страдает соотношение цена/качество. Тем не менее, если у вас возможность покупать эти струны по дилерским ценам - пробуйте, среди струн этих производителей безусловно есть, что выбрать.

Как долго "тянутся" нейлоновые струны после установки?

Беда подстерегает музыканта сразу после установки нейлоновых струн. Они "тянутся" настолько, что первые 1-2 дня игра на гитаре превращается в процесс перманентной настройки. В особых случаях (зависящих от производителя), процесс вытяжки может затянуться на больший срок. Чтобы струны перестало "вести" после установки, при первой настройке их необходимо растянуть посильнее. Обычно после установки струн гитару настраивают на 1-1,5 тона выше и ставят на стойку. Через пару часов настройку повторяют. Хотя, в принципе, следует знать о том, что любая перетяжка струны относительно нормального натяжения сокращает срок ее службы. Другой совет - при установке струн постараться, чтобы на колке оказалось как можно меньше свободных витков струны. Простейший способ достичь этого - "перехлестнуть" второй виток над первым, чтобы он его удерживал (что-то слегка похожее на то, как завязываются струны на подставке).

Как часто приходится менять нейлоновые струны?

К сожалению, нейлон - штука тонкая и недолговечная. Говоря о сроке службы струн с посеребренной обмоткой (4, 5, 6 струны), следует признать, что они недолговечны в силу своего устройства и их необходимо периодически менять. Особенно часто подводит четвертая струна - истирается покрытие, пробивается обмотка. Производители частенько вкладывают именно четвертую дополнительную струну в комплект нейлоновых струн. Но как показывает практика, реальной пользы это не приносит. При не очень активной игре посеребренные струны держатся несколько месяцев, постепенно превращаясь в "веревки". При активной игре (4-5 часов в день) такие струны живут 2-3 недели. Струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой служат подольше, но звук у них изначально менее яркий.

Обмотка басовых струн сама по себе имеет ряд несовершенств. Во-первых, она деформируется в местах соприкосновения с ладами гитары, что уплотняет витки в этих зонах и мешает струне совершать правильные колебания. Также, она загрязняется при попадании пота от пальцев между витками обмотки струны. И, наконец, в процессе колебаний происходит постепенное отслоение обмотки от основы, а здесь достаточно даже микроскопических величин, чтобы струна потеряла свой первоначальный тембр и начала глохнуть. Почти всегда можно сказать, что чем богаче тембр басовой струны и чем она чувствительнее, тем меньше срок ее службы.

"Голоса" (1, 2, 3 струны) имеют больший срок службы. По сведениям, приведенным в американском журнале "Guitar World", струны без обмотки сохраняют тембр в среднем в 3 раза дольше.

Соответственно, менять нейлоновые струны рекомендуется либо полукомплектами (по три струны: все "басовые" или все "голоса"), либо весь комплект целиком. Отдельные струны менять не рекомендуется. Если это и делать, то только в самом начале срока службы комплекта. Не верите? Ради интереса попробуйте поставить одну новую четвертую струну вместо порванной старой после трех месяцев ее активной эксплуатации. Тембры басовых струн будут очень сильно различаться. И еще нюанс. Иногда изготовители (упаковщики) струн собирают комплект из полукомплектов от различных производителей. Скажем басовые струны - это Savarez, а три первые (чистый нейлон) - от другого производителя. Сие - нормальная практика. Поэтому не стесняйтесь экспериментировать, вполне реально менять струны полукомплектами от разных производителей, главное - чтобы производители находились в одной весовой категории. В России некоторые производители продают струны полукомплектами. Так, например, Martin Strings (под маркой Virtuozo) можно покупать полукомплектами на сайте struna.ru.

К сожалению, не каждый может себе позволить менять струны так часто, и многие гитаристы для продления жизни струн пользуются различными специальными очистителями для них. Среди прочих способов увеличения срока службы нейлоновых струн можно назвать следующие:

тщательно подходить к выбору струн (и производителя);
не перетягивать струны при настройке (исключая период растяжки струн);
следить за состоянием ладов вашей гитары;
не играть на гитаре грязными пальцами;
следить за ногтями (если вы используете ногтевой способ звукоизвлечения);
не "лупить" по струнам и не оттягивать их что есть силы от грифа;
после игры протирать нейлоновые струны с обмоткой от жира пальцев (водкой, спиртом, либо специальным очистителем).

Следует отметить, что срок службы струн сильно зависит от музыканта и манеры его игры, от того, насколько часто он моет свои руки, да и вообще, бережно относится к своему инструменту. Один мой приятель играет на нейлоне толстенным медиатором, экспрессивно оттягивает струны от грифа, делает бэнды на полтора тона - при этом умудряется "убивать" струны за 2 недели. С другим случилась иная беда - обмотка четвертой струны всегда "пробивалась" в одном месте на втором ладу. Он отнес гитару к мастеру, лад немного подшлифовали - струны стали жить больше.

Условия хранения нейлоновых струн.

Герметичная упаковка - залог здоровья струн. Обращайте на это внимание при их покупке. Повышенная влажность и температура пагубно отражается на состоянии струн - поверхность обмотки тускнеет, а нейлон впитывает влагу и меняет цвет. Впрочем, существует фактор, от которого нейлоновые струны не спасет ни одна герметичная упаковка. Это - мороз! Со слов одного дистрибьютера, пару лет назад к нам в Россию попала партия нейлона D'Addario, которая в процессе перевозки (или растаможивания) умудрилась перезимовать в контейнере. Естественно, пару раз успела быть подвергнутой термической обработке холодом. И вроде бы все прекрасно - внешний вид сильно не пострадал, но ставишь такие струны на гитару и понимаешь - что это уже не струны, а "веревки" - звук совершенно не тот, который ожидаешь.

Заключение

Выбор нейлоновых струн - выбор ценителя. У "нейлона" есть свои несомненные достоинства: теплота звучания, множество тембральных оттенков, огромное количество нюансов звукоизвлечения. Но к нему нужно привыкать. Правда, привыкнув один раз, очень сложно от него отказаться. Не зря многие гитаристы-профессионалы имеют в своем арсенале гитару (не обязательно классическую) с нейлоновыми струнами. Al di Meola, например, играет на нейлоне медиатором, использует подтяжки. Неужели кому-то покажется, что он играет "пластмассово"?
Название:
Отправлено: D@nDY от мая 17, 2007, 11:47:26
О струнах для Бас-гитары

Когда в 1951 г. Лео Фендер сконструировал свой Precision Bass, струн для бас-гитар еще не было и в помине. Существовавшие в то время струны для контрабасов делались исключительно из бычьих жил и не обладали необходимыми для звукоснимателей электромагнитными свойствами. Что сделал Лео? Он вручную обмотал стальной проволокой участки жильных струн над звукоснимателем. Позже он заказал компании V.C.Squier изготовить стальные струны с плоской обмоткой для своего нового инструмента. Чтобы воспроизвести характерный мягкий звук контрабаса, эти струны были сделаны из стальной проволоки с никелевым или хромовым покрытием, обмотанной вокруг центральной стальной жилы.

До начала 60-х годов струны с плоской обмоткой оставались единственным выбором для бас-гитар. Пока в 1963 г. не появился новый тип струн, существенно изменивший звучание этого инструмента: им стали струны с круглой обмоткой. Изобретенные англичанином Джеймсом Хау, Rotosound Swing Bass JS66 обладали более ярким звучанием, большим сустейном и атакой, по сравнению со струнами с плоской обмоткой. Мощный звук новых струн вскоре совершил поистине революцию в звучании таких выдающихся музыкантов, как Джон Энтвистл, Крис Сквайер и Стенли Кларк.

Струны с круглой обмоткой обычно изготавливаются из стальной проволоки с круглым сечением, наматываемой на стальную жилу. Обратной стороной такого дизайна явилось то, что имея хорошую абразивную поверхность и твердость стали, эти струны издавали больше скрипов при скольжении по ним и к тому же нещадно "пилили" лады. Какое было предложено решение? Производители стали применять в качестве обмотки проволоку с покрытием из более мягких металлов, таких как никель, медь и даже золото. Звук при этом становился более мягким и менее ярким, чем у традиционных струн с обмоткой из чистой стали. Кроме того, струны с покрытием быстрее изнашивались.

Тогда был предложен вариант полукруглой обмотки, получаемой путем шлифования наружной поверхности круглой обмотки. Обладая более мягким ходом и средним по яркости звуком, они получили свое признание у любителей безладового баса, предпочитающих более яркий звук, чем у плоских струн, и, в то же время, щадящих свой гриф.

В настоящее время производством струн занимается большое количество фирм, среди которых существует сильнейшая конкуренция. Несмотря на всякого рода нововведения, предлагаемые различными компаниями, сохраняется устойчивый спрос на традиционные типы струн. Вот почему в ассортименте большинства производителей можно встретить практически все существующие с давнишних времен модификации. Станок для ручной намотки струн 1913 года

Различия касаются, в основном, технологии производства. И здесь до сих пор не утихает спор между сторонниками ручного и машинного способа изготовления струн. Понятно, что первый из них появился гораздо раньше и может считаться более традиционным. La Bella, например, "мотает" свои струны вот уже более 350 лет. Сторонники ручного труда говорят о струнах как об уникальных произведениях искусства, чья уникальность может быть достигнута только ручным способом, подчеркивая авторскую роль мастера. Однако доводы типа "старый конь борозды не портит" не впечатляют таких производителей, как D'Addario и SIT, которые не видят никаких реальных преимуществ ручной технологии. К тому же, контроль качества даже на самой современной автоматизированной линии не обходится без участия живого человека. Такие крупные производители струн, как D'Addario или D'Aquisto, кроме самих струн занимаются также разработкой и производством машин для их изготовления с использованием высоких технологий и микроэлектроники. Тем не менее, никто, в свою очередь, еще не доказал, что машина может делать более хорошие струны, чем человек. Спор продолжается. Современный станок для автоматической намотки сразу нескольких слоев обмотки

Между тем, разработки, ведущиеся на протяжении всей истории развития этой отрасли, создали целый ряд технологических нюансов, получивших свое применение и своих почитателей.

Всем известно, что звук возникает в результате колебания струны. Чтобы этот звук обладал должной музыкальностью, необходимо присутствие в нем "правильных" обертонов. Кроме того, струна должна обладать определенными механическими свойствами. Поэтому басовые струны не делают из цельного стального провода, а все они состоят из центральной жилы и одной или нескольких обмоток. Вот тут и возникает вопрос о соотношении диаметра сердцевины и толщины обмотки. Готовых рецептов нет. Каждая компания сама подбирает эти величины, руководствуясь своими соображениями.

Одни производители предпочитают тонкую центральную жилу с толстой обмоткой, объясняя, что так достигается большая яркость звучания. Действительно, с тонкой сердцевиной подвижность струны больше и звук ярче, но при этом теряется сустейн и громкость, да и строй такая струна держит хуже.

Соотношение центральной жилы и обмотки влияет также и на чувствительность струны. Многие фирмы и музыканты называют это "натяжением". На самом деле, оно складывается из двух показателей: гибкости самой струны и той силы, которая необходима для натяжения струны на должную высоту. Струна с толстой сердцевиной будет более тугой и упругой, чем струна такого же диаметра, но с тонкой центральной жилой и более толстой обмоткой.

Производители тратят уйму времени и энергии на поиск оптимальной чувствительности не только для каждой струны, но и для всего комплекта.

Еще одним плацдармом для экспериментов является сечение центральной жилы. Большинство фирм (Rotosound, SIT и др.) используют провод с гексагональным сечением. Это, по их мнению, придает дополнительную яркость и стабильность струне за счет того, что обмотка надежнее "цепляется" за углы сердцевины. Другие, например, DR и Stringer, предпочитают круглое сечение. Их доводы не менее убедительны. Они настаивают на том, что к круглой сердцевине обмотка прилегает плотнее, без зазоров, что не только положительно влияет на плотность звука, но и препятствует скоплению грязи и пыли, а, следовательно, продлевает струнам жизнь. Проблема же в том, что вокруг круглой жилы обмотка может проворачиваться. Поэтому компании, использующие круглую сердцевину, идут на всякого рода ухищрения, способствующие дополнительной фиксации обмотки (всевозможные спилы и насечки в определенных участках).

Многие фирмы подвергают свои струны дополнительным манипуляциям уже после намотки. В частности, уже упоминались струны с полукруглой обмоткой. Их выпускают почти все компании. Кроме того, существуют еще так называемые струны с компрессионной обмоткой. При такой технологии струны пропускают через специальные ролики, которые спрессовывают витки обмотки, уплотняя их относительно друг друга. Таким образом, при той же длине число витков у таких струн больше, а, следовательно, больше плотность и меньше лишних зазоров. В Alembic'е, однако, выступают против всякой обработки готовых струн, считая, что это приводит к лишней деформации металла, поэтому с той же целью там применяют обмоточный провод с овальным сечением.

В начале 70-х Rotosaund предложила басовые струны, у которых обмотка заканчивалась непосредственно перед струнодержателем, обнажая центральную жилу. Это позволяло увеличить подвижность и сустейн струны. Хотя Rotosound до сих пор владеет патентом на струны с открытой центральной жилой, многие фирмы наладили выпуск "суживающихся к концу" струн, у которых над струнодержателем проходит только один слой обмотки (Trace Elliot).

Джим Д'Аддарио категорически возражает против такого подхода. По его мнению, чтобы струна создавала равномерные колебания, она должна быть одинаковой по толщине на всем своем протяжении. О также считает, что по той же причине от струн с суживающейся обмоткой практически невозможно добиться абсолютного строя.

Как видно, сколько фирм - столько и мнений. Можно долго спорить, но как музыканту, ищущему желанный звук, сделать свой выбор? А только методом проб и выброшенных денег. Но давайте рассмотрим факты, которые хотя бы помогут сузить круг поиска.

Факт 1: Такое обилие различных моделей и комплектов говорит о том, что идеальных струн нет. Поэтому нужно подумать, что для Вас имеет наибольшее значение: сустейн, атака, яркость, жесткость, глубина звука, или то, что они золотые:), исходя из этого и выбирать.

Факт 2: Большинство моделей струн, выпускаемых разными компаниями, практически идентичны. Например, если Вы захотите приобрести стальные струны с круглой обмоткой, то их выпускают все фирмы (конечно, все они не звучат одинаково, но результат примерно прогнозируем). Остается только перепробовать все возможные и остановиться на понравившихся больше всего:). Другое дело, если хочется чего-то экзотического. Это может, правда, будет и труднее достать, но поиск предельно сужается.

Факт 3: Как бы не было много фирм, выпускающих струны под своими торговыми знаками, реальное количество фабрик по их изготовлению гораздо меньше (к фирмам, имеющим свои фабрики можно отнести, например, D'Addario, GHS; они же еще и выпускают "чужие" струны). Получается, что две, три, четыре и т. д. совершенно разные компании делают свои струны на одной фабрике. Конечно, это не означает, что одни и те же струны упаковываются в разные коробочки и пакетики. Различия могут затрагивать производственные линии, технологии, иногда и сырье. Так, например, Alembic специально поставляет проволоку, которая не используется ни одним из других заказчиков. Фабрика - это ведь только изготовитель, а разработчиком является фирма-заказчик. Кроме того, заказчики дополнительно проверяют качество продукции после ее получения с фабрики и перед реализацией. Главный вывод, который можно из этого сделать, состоит в том, что раз несколько крупных предприятий выпускает струны для множества других фирм, как средних, так и мелких, значит качество продукции будет примерно одного, высокого, уровня.

Факт 4: Как бы дополняет предыдущий. Поставщиков сырья, главным образом, специальной проволоки, еще меньше, чем непосредственных производителей. И тут уж точно может быть, что струны разных фирм "мотаются" из одной и той же проволоки, на одной и той же фабрике (зато, скажем, по разным рецептам). Судите сами.

Bass Player проводил испытания 144 комплектов струн различных компаний. Для точности сравнения они использовали струны приблизительного одного, "среднего", калибра. Более толстые струны той же модели (0.050 - 0.110) будут давать более тяжелый, низкий тембр, а супертонкие (0.030 - 0.090) - более легкий и звонкий. Также не следует забывать, что большинство фирм продает различные калибры своих моделей струн по отдельности, так что можно, вообще, собрать свой собственный комплект. По результатам тестирования не было выявлено ни одного аутсайдера, также как и лидера: у каждой модели нашлись свои достоинства. Вряд ли Bass Player побоялся кого-то обидеть. Скорее всего, что с хорошим инструментом и на хорошей аппаратуре все струны, как мы уже выяснили - одного, хорошего, качества, действительно звучали по-своему хорошо.
Название:
Отправлено: Hizgil от мая 18, 2007, 08:57:26
я сюда че нить писать ваще можно? ) ну там кто какие струны юзал и какие потом были последствия.
Название:
Отправлено: D@nDY от мая 18, 2007, 11:54:38
конечно, даже нужно, ведь размещенные выше материалы подготавливались, может быть, совсем не по тем струнам, которые продаются у нас
тока указывайте точное название и толщину струн в наборе...
Название:
Отправлено: Hizgil от мая 19, 2007, 11:59:14
всегда использовал различные струны Д'Аддарио и вполне ими доволен. обычно 9-ку. Правда струны не особо долговечные и даже в домашних условиях относительна быстра подвергаются коррозии. А у нас особо ничего не продается больше.
Название:
Отправлено: D@nDY от мая 19, 2007, 02:29:53
А я вот обожаю наши эмузиновчкие - Mellow Sound - восмерочку, девятку, десятку - без разницы
они не "деревянные" как деадаревские, тянуться просто зашибись, а строй держат - сказка... правда на флойд роузе не пробовал - нету этой адской машинки :)
у меня они по году стояли, но строй держали прилично (и не ржавели) на стандертном одностороннем тремоло
а цена - 75 рэ ))))))))))
Название:
Отправлено: Леонид Утесов от января 14, 2008, 07:37:50
Да забудьте уже про емузин! Ни в одном приличном магазине такой дрянью не торгуют. только в ямахе. Те кто живет в Махе,  требуйте чтобы возили саварез и даддарио. для особых эстетов можно еще эликсир.
Scott Henderson: струны? я пользуюсь D'Addario, но по-моему они все с одной фабрики...
Название:
Отправлено: elPoohy от января 16, 2008, 11:57:13
Эмузин это полное Буээээ... Дадарио мне металлические просто не понравились в своё время, хотя нейлон у них приятный. Сейчас у меня везде ЛаБелла.

на электрике стоят
LA BELLA Hard Rockin' Steel (008-011-014-022-030-038)
На акустике
LA BELLA CRITERION (008-011-014-022-030-038)
На басу
LA BELLA  SLAPPERS Low-B 5 стр.(045-065-085-105-128) бас четырёхструнный, но нижняя струна пошла в мусор :)

А по поводу ничего нету в магазине, дык если хорошо просить то будет, им ведь самим выгодно продавать то, что хочет народ.
Название:
Отправлено: Something от января 22, 2008, 08:07:18
На акустике щас нейлоновые La Bella средний tension, использую также Д'Адарио металлические.
Название:
Отправлено: D@nDY от января 24, 2008, 08:49:10
Все эти "качественные" струнны делаются в Китае. Не вижу смысла переплачивать за импорт, когда такое же гавно можно купить у Эмузина ;)
тем более, что большинство наших молодых людей играют на тех же китайских палках... а от того, что на них пишут типа вошбурн - разница не большая
я вот купил звучек - закрытый металлическим корпусом хамб - убрал крышку и увидел вошбурновскую маркировку... заплатил за него 340 деревяных....

а на аккустику я поставил бронзовые басовые струны от 12 набора (маркировку не помню) и три нижние от 8-го набора (STEEL). Все тот же Эмузин. И низа аккустика от души выдает и звучит звонко.

по моему все нормальные музыканты используют струны из разных наборов. Я считал это понтами, но поэксперементировав понял, что плохое они бы советовать не стали :))))