Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Просмотр сообщений

Сообщения - D@nDY

#136
Музыкальные инструменты /
мая 17, 2007, 11:45:26
Сага о нейлоновых струнах

Традиционное мнение о "нейлоне" - это струны для начинающих, для тех, кто не хочет иметь мозоли на левой руке. Так ли это? В последние несколько месяцев в гитарных форумах Рунета старательно муссируются темы, касаемые нейлоновых струн. Мы решили написать собственный вариант саги о нейлоновых струнах, попутно ответив на большинство вопросов, задаваемых обычно в форумах. О материалах, о натяжении, о выборе струн и о многом другом...

Что такое нейлоновые струны?

Три первые струны ("голоса" или "trebles") представляют собой калиброванную нейлоновую леску. Современная струна изготовлена из различных полимеров и сополимеров на основе нейлона. Сырье для производства струн изготавливается большими химическими концернами Kureha, Mitsubishi, Du Pont, Bayer и другими. Оно состоит из крошечных шаров. Для изготовления струнной лески сырье нагревают и пропускают через отверстия определенного диаметра. Нити протягивают по специальным роликам и охлаждают в соответствии со специальным термическим режимом, что придает им необходимую жесткость и упругость. В процессе изготовления леску пропитывают специальными компонентами, которые занимают место между молекулами нейлона и предотвращают поглощение воды струной, увеличивают прочность и долговечность мононити. Теоретически, цвет таких струн за счет добавок может быть абсолютно любым.

Три басовые струны ("басы" или "basses") сделаны на мультифиламентной (состоящей из большого числа тонких нитей) крученой синтетической основе. Иногда эту основу называют Floss Nylon (нитяной нейлон). Традиционной обмоткой для них является посеребренная медная проволока. Серебряное покрытие толщиной в тысячные доли миллиметра улучшает звучание сравнительно глухой меди и очень приятно смотрится, однако со временем вытирается от прикосновений пальцев и "краснеет". Иногда в качестве материала обмотки применяют сплавы серебра и меди, где доля серебра составляет 30-40% и обязательно присутствует цинк, но это менее практично и более дорого, поэтому вариант с тонким серебряным покрытием в качестве компромисса устраивает всех - и музыкантов, и производителей струн. Используют и золото, но это еще дороже. Некоторые фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, несколько уступающие в звучании посеребренной меде, но зато намного превосходящие ее своей долговечностью.

Натяжение нейлоновых струн.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе (для классической гитары) определяется исходя из сечений струн (как и для металлических струн). При этом различие в натяжении струн разного размера незначительно. Сей факт связан с тем, что мензура самого инструмента устоялась и составляет около 650 мм, а также с тем, что нейлон легче стали более чем в семь раз. Отклонение по диаметру лески для первых трех струн даже на 0,002 дюйма (0,05мм) уже не является существенным для натяжения струны, более важно контролировать неизменность диаметра отдельной струны по всей ее длине.

Несмотря на то, что различные нейлоновые струны имеет разный диаметр, толщины нейлоновых струн на упаковках западных производителей обычно не указываются. Вместо них используют следующую классификацию:

Normal/Regular Tension - нормальное натяжение;
High/Hard Tension - сильное натяжение;
Extra High/Extra Hard Tension - очень сильное натяжение.

Именно такие надписи (или их вариации) можно обнаружить на упаковке со струнами. Иногда вместе с классификацией по натяжению производители указывают на упаковках и набор толщин струн, входящих в комплект. Какую-то закономерность соотношения толщин и натяжения здесь сложно обнаружить, особенно если говорить о "голых" струнах. Для "чистого нейлона" (Clear/Crystal Nylon) толщина первой струны 0,028-0,029 дюйма обычно соответствует сильному натяжению. Ряд производителей предлагают в продажу гибридные наборы (например, басы - High Tension, голоса - Normal Tension), в этом случае толщины 1, 4 (2, 5 и 3,6) струн могут быть практически равны. Необходимо отметить, что натяжение (и толщина) струн на основе мононити сильно зависит от состава компонентов, используемых при ее изготовлении. Так, например, поликарбонатные добавки позволяют сохранить натяжение струны при уменьшении ее толщины (на упаковке это иногда отражается как Carbon).

Как натяжение струны отражается на ее звуке?

Общее правило - чем сильнее натяжение, тем сочнее и громче звук, тем богаче его тембр. И, соответственно, чем тоньше струна при равном натяжении, тем более звонко она звучит.

На какие гитары можно ставить нейлоновые струны?

Нейлоновые струны по своему натяжению изначально предназначены для установки на классических гитарах с вклеенным грифом (т.е. предполагается определенный уровень качества инструмента). Крепление грифа на винте сильно ухудшает звукопередачу инструмента, это одна из основных причин, почему отечественные фабричные гитары "не любят" нейлоновые струны. Для металлических струн это не так важно, они рассчитаны на более сильное натяжение, проблема же с высотой струн над грифом при этом полностью устраняется.

Несмотря на теорию, на практике многие владельцы отечественных фабричных инструментов все-таки ставят на свои гитары нейлоновые струны. В данном случае, определяющим фактором комфорта является высота струн над грифом гитары - расстояние между струнами и двенадцатым ладовым порожком. В случае применения нейлоновых струн это расстояние должно составлять 4,0..5,0 мм. В любом случае, при регулировке высоты необходимо следить за тем, чтобы нейлоновые струны при игре не дребезжали о ладовые перегородки - в противном случае высоту необходимо увеличить еще больше. Но это именно "особый" случай.

Также не рекомендуется ставить нейлоновые струны на гитары вестерн-типа (фолк-гитары) - они рассчитаны на более сильное натяжение металлических струн и вряд ли будут звучать.

Какие нейлоновые струны выбрать?

Типичный выбор гитариста-профессионала - струны сильного натяжения (High Tension) с посеребренной обмоткой. Начинающим гитаристам преподаватели обычно рекомендуют ставить струны нормального натяжения, играть на них легче, хотя тех нюансов звукоизвлечения, которые доступны на нейлоне сильного натяжения, на них не получить. Также можно посоветовать не устанавливать посеребренные струны на низкокачественные гитары. Особое внимание обратите на лады. Если шлифовка ладов оставляет желать лучшего, но хочется поставить все-таки нейлоновые струны, то оптимальный выбор - струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой. "Проживут" они подольше, хотя звук у них изначально менее яркий.

При выборе "голосов" определяющим фактором является качество их обработки. Различают полированную и шлифованную (матовую) поверхность, каждая обладает своими "звуковыми" нюансами. Наибольше распространение получили полированные струны. Связано это с тем, что они издают меньше призвуков при быстрых пассажах.

"Даешь конкретные модели струн!", - скажете вы. Увы, выбор определенной модели нейлоновых струн - вопрос особо деликатный, поэтому, если у вас имеется другое мнение по этому поводу, просим высказать ваши мысли в форуме. Тем не менее, для классической гитары мы рискнем порекомендовать следующие модели струн в ценовом диапазоне 120-150 рублей:

Все эти струны производятся за рубежом на известных фабриках, но упаковка производится у нас в России. Данные модели являются на сегодняшний день наиболее оптимальным выбором по соотношению цена/качество среди струн с посеребряной обмоткой.

Мы сознательно не упоминаем раскрученные "народные марки" вроде Savarez, Pyramid, D'Addario, La Bella и др. Дело в том, что цепочка посредников по этим струнам настолько велика, что стоимость этих струн в магазинах попадает в запредельный диапазон (выше 200 рублей), т.е. явно страдает соотношение цена/качество. Тем не менее, если у вас возможность покупать эти струны по дилерским ценам - пробуйте, среди струн этих производителей безусловно есть, что выбрать.

Как долго "тянутся" нейлоновые струны после установки?

Беда подстерегает музыканта сразу после установки нейлоновых струн. Они "тянутся" настолько, что первые 1-2 дня игра на гитаре превращается в процесс перманентной настройки. В особых случаях (зависящих от производителя), процесс вытяжки может затянуться на больший срок. Чтобы струны перестало "вести" после установки, при первой настройке их необходимо растянуть посильнее. Обычно после установки струн гитару настраивают на 1-1,5 тона выше и ставят на стойку. Через пару часов настройку повторяют. Хотя, в принципе, следует знать о том, что любая перетяжка струны относительно нормального натяжения сокращает срок ее службы. Другой совет - при установке струн постараться, чтобы на колке оказалось как можно меньше свободных витков струны. Простейший способ достичь этого - "перехлестнуть" второй виток над первым, чтобы он его удерживал (что-то слегка похожее на то, как завязываются струны на подставке).

Как часто приходится менять нейлоновые струны?

К сожалению, нейлон - штука тонкая и недолговечная. Говоря о сроке службы струн с посеребренной обмоткой (4, 5, 6 струны), следует признать, что они недолговечны в силу своего устройства и их необходимо периодически менять. Особенно часто подводит четвертая струна - истирается покрытие, пробивается обмотка. Производители частенько вкладывают именно четвертую дополнительную струну в комплект нейлоновых струн. Но как показывает практика, реальной пользы это не приносит. При не очень активной игре посеребренные струны держатся несколько месяцев, постепенно превращаясь в "веревки". При активной игре (4-5 часов в день) такие струны живут 2-3 недели. Струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой служат подольше, но звук у них изначально менее яркий.

Обмотка басовых струн сама по себе имеет ряд несовершенств. Во-первых, она деформируется в местах соприкосновения с ладами гитары, что уплотняет витки в этих зонах и мешает струне совершать правильные колебания. Также, она загрязняется при попадании пота от пальцев между витками обмотки струны. И, наконец, в процессе колебаний происходит постепенное отслоение обмотки от основы, а здесь достаточно даже микроскопических величин, чтобы струна потеряла свой первоначальный тембр и начала глохнуть. Почти всегда можно сказать, что чем богаче тембр басовой струны и чем она чувствительнее, тем меньше срок ее службы.

"Голоса" (1, 2, 3 струны) имеют больший срок службы. По сведениям, приведенным в американском журнале "Guitar World", струны без обмотки сохраняют тембр в среднем в 3 раза дольше.

Соответственно, менять нейлоновые струны рекомендуется либо полукомплектами (по три струны: все "басовые" или все "голоса"), либо весь комплект целиком. Отдельные струны менять не рекомендуется. Если это и делать, то только в самом начале срока службы комплекта. Не верите? Ради интереса попробуйте поставить одну новую четвертую струну вместо порванной старой после трех месяцев ее активной эксплуатации. Тембры басовых струн будут очень сильно различаться. И еще нюанс. Иногда изготовители (упаковщики) струн собирают комплект из полукомплектов от различных производителей. Скажем басовые струны - это Savarez, а три первые (чистый нейлон) - от другого производителя. Сие - нормальная практика. Поэтому не стесняйтесь экспериментировать, вполне реально менять струны полукомплектами от разных производителей, главное - чтобы производители находились в одной весовой категории. В России некоторые производители продают струны полукомплектами. Так, например, Martin Strings (под маркой Virtuozo) можно покупать полукомплектами на сайте struna.ru.

К сожалению, не каждый может себе позволить менять струны так часто, и многие гитаристы для продления жизни струн пользуются различными специальными очистителями для них. Среди прочих способов увеличения срока службы нейлоновых струн можно назвать следующие:

тщательно подходить к выбору струн (и производителя);
не перетягивать струны при настройке (исключая период растяжки струн);
следить за состоянием ладов вашей гитары;
не играть на гитаре грязными пальцами;
следить за ногтями (если вы используете ногтевой способ звукоизвлечения);
не "лупить" по струнам и не оттягивать их что есть силы от грифа;
после игры протирать нейлоновые струны с обмоткой от жира пальцев (водкой, спиртом, либо специальным очистителем).

Следует отметить, что срок службы струн сильно зависит от музыканта и манеры его игры, от того, насколько часто он моет свои руки, да и вообще, бережно относится к своему инструменту. Один мой приятель играет на нейлоне толстенным медиатором, экспрессивно оттягивает струны от грифа, делает бэнды на полтора тона - при этом умудряется "убивать" струны за 2 недели. С другим случилась иная беда - обмотка четвертой струны всегда "пробивалась" в одном месте на втором ладу. Он отнес гитару к мастеру, лад немного подшлифовали - струны стали жить больше.

Условия хранения нейлоновых струн.

Герметичная упаковка - залог здоровья струн. Обращайте на это внимание при их покупке. Повышенная влажность и температура пагубно отражается на состоянии струн - поверхность обмотки тускнеет, а нейлон впитывает влагу и меняет цвет. Впрочем, существует фактор, от которого нейлоновые струны не спасет ни одна герметичная упаковка. Это - мороз! Со слов одного дистрибьютера, пару лет назад к нам в Россию попала партия нейлона D'Addario, которая в процессе перевозки (или растаможивания) умудрилась перезимовать в контейнере. Естественно, пару раз успела быть подвергнутой термической обработке холодом. И вроде бы все прекрасно - внешний вид сильно не пострадал, но ставишь такие струны на гитару и понимаешь - что это уже не струны, а "веревки" - звук совершенно не тот, который ожидаешь.

Заключение

Выбор нейлоновых струн - выбор ценителя. У "нейлона" есть свои несомненные достоинства: теплота звучания, множество тембральных оттенков, огромное количество нюансов звукоизвлечения. Но к нему нужно привыкать. Правда, привыкнув один раз, очень сложно от него отказаться. Не зря многие гитаристы-профессионалы имеют в своем арсенале гитару (не обязательно классическую) с нейлоновыми струнами. Al di Meola, например, играет на нейлоне медиатором, использует подтяжки. Неужели кому-то покажется, что он играет "пластмассово"?
#137
Выбор струн - дело сугубо индивидуальное, и однозначно сказать, какие струны выбрать, невозможно. Это также относится и к инструментам. Требовательные музыканты порой годами подбирают себе струны, иногда по одной от разных комплектов. Даже если и подберут наконец, то, глядишь, производители струн что-то новенькое придумают, и снова начинаются поиски. Хороший музыкант, как творческая натура, всегда будет искать себе струны лучше и лучше, но для начинающего гитариста при выборе струн важно определиться в главном: какую музыку и с какой гитарой он будет играть; тогда уже выбор струн не будет столь мучительной проблемой.

Сперва немного о том, какими бывают струны. Вообще-то, струной может являться любая нить или проволока, если она не рвется и не вытягивается от воздействия играющего. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на жильных (сделанных из кишок животных) и шелковых струнах, не имевших обмотки. Жильные струны дожили до наших дней, но в силу ряда причин сейчас остались почти только на арфах и иногда встречаются на скрипках (в основном при исполнении аутентичной музыки). Лишь в XIX веке на жильных струнах появляется металлическая (медь, серебро) обмотка, позволяющая улучшать тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило жизнь исполнителя и обогатило тембр инструмента. Тогда же, с появлением рояля, начинаются первые опыты по производству струн на стальной основе, которые позднее нашли применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, многослойные, с профильной обмоткой (не круглой, а плоской или полукруглой и т.д.), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

Жильные струны - в принципе, на ладовом инструменте долго не держатся, поэтому почти вышли из употребления (в России не встречаются).
Синтетические струны - обычно используются для классической гитары. Они явились заменителями нестойких жильных струн. Три первые струны – это калиброванная нейлоновая леска, а три басовые сделаны на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) крученой синтетической основе. Традиционной обмоткой для них является посеребренная медь. Серебряное покрытие (несколько тысячных долей миллиметра) улучшает звучание сравнительно глухой меди, не темнеет от прикосновения пальцев и очень приятно смотрится (однако, со временем вытирается). Многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, ничуть не уступающие в звучании и намного превосходящие своей долговечностью посеребренную медь.
Струны на стальной моно-основе (как правило, на шестигранном керне) используются очень широко в эстрадной музыке, а также теми, кто ценит в гитаре звонкость ("металл"). Эти струны имеют большее натяжение по сравнению с синтетическими и ставятся на гитары другого, усиленного типа. И хотя еще встречаются струны на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, это скорее является их недостатком, поскольку стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как синтетической. Поэтому служат эти струны в несколько раз меньше, чем имеющие обмотку из бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п.
Струны для гитары на стальном тросике в России не встречаются, хотя, вероятно, на Западе они существуют. Однако, массовыми их назвать нельзя, так как они должны быть в несколько раз дороже вышеперечисленных.
Что касается струн с плоской обмоткой или с полукруглой обмоткой, лежащей плоской стороной вверх, то эти струны имеют больший срок службы и при смене позиций не имеют характерного свиста пальцев о витки намотки. Они, как правило, чуть менее ярки, но их любят ставить гитаристы, которым приходится записываться на студии.

Для всех гитарных струн существуют множество типоразмеров, что обуславливается требованиями музыканта и его инструмента. В отличие от смычковых инструментов, где длина струны полного инструмента (4/4) одинаковая, гитары бывают разные по мензуре (длине рабочей части струны). Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 660 мм и даже больше, поэтому один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. Стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648 мм.

О натяжении струн

Натяжение струн на стальной основе гитаристы привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма, то есть комплект струн "средне-легкого" натяжения №10 - это комплект, у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма = 0,254 мм. Но мало кто обращает внимание на диаметры других струн, а ведь это важно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, как правило, рассчитаны на крупные инструменты, на которых в основном играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение на витых струнах. Их традиционно предпочитают большинство российских исполнителей, имеющих инструменты другой конструкции и отдающих приоритет скорее не громкости инструмента, а его певучести, педальности (длительности) звучания, которое можно получить лишь на струнах с меньшим натяжением.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе (для классической гитары) также определяется исходя из сечений струн, но здесь различие в натяжении струн разного размера мизерно, что отчасти связано с тем, что мензура самого инструмента устоялась и составляет около 650 мм. Отклонение по диаметру лески для первых трех струн даже на 0,002 дюйма (0,05мм) уже не является существенным для натяжения струны, поскольку сам нейлон легче стали более чем в семь раз.

Выводы

Из всего вышесказанного уже можно сделать некоторые выводы о том, какие струны следует выбирать. Выбор, в основном, обуславливается тем, какое звучание (тембр) вам самим нравится, каким инструментом вы располагаете и какую музыку исполняете. Начинающему гитаристу при выборе струн можно посоветовать следующее:

Если вам нравится приглушенное звучание и мягкие струны, стоит остановить свой выбор на синтетических струнах, но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым.
Тем, кому нужна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент, следует предпочесть струны на стальной основе не ниже №11. Правда при этом нужны и крепкие пальцы.
Тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки мозоли, но кто не любит "пластмассовое" звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на стальной основе №№9 и 10. При этом, возможно, придется несколько увеличить высоту струн над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие (а точнее легкие) струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады.
И напоследок еще один совет – всегда настраивайте струны по камертону! Помимо того, что при перетяжке вы портите сам инструмент, струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут вытянуться и в правильном строе звучать станут хуже.

взято с "Господин музыкант" www.gmstrings.ru/
#138
Все звукосниматели делятся на две группы:
1) с эквализацией;
2) широкополосные.
Первые в свою очередь делятся на пассивные и активные, вторые пассивными не бывают.
Под активными подразумеваются не только датчики со встроенной электроникой, но и пассивные, разработанные для обязательной последующей работы с активной схемой.
В зависимости от количества катушек и те и другие стараются подгонять под единые размеры. На гитарах это single-coil (сингл) и humbucker (хамбакер). На басах это precision (пресижн), jazz (джаз), soap bar (похож на "сникерс") и басовый хамбакер. Естественно, встречаются и исключения: на "телекастере" сингл, стоящий у грифа, уже, а стоящий у струнодержателя - шире обычного размера.

Группа с заложенной эквализацией

Эти датчики предназначены для достижения некой конкретной цели - в результате должен получиться уже сформированный звук. Обратите внимание: коррекция звучания инструмента происходит в самом звукоснимателе. Из-за этого в дальнейшем вам уже не удастся значительно изменить полученный результат.
В большинстве случаев датчики этого класса не снимают высоких и низких частот, а середина представлена в виде острого резонанса в определенном производителем месте. Именно расположением и формой выделяемой частоты при идентичности конструкторского решения отличаются друг от друга звукосниматели этой категории .
Существует два вида создания магнитного поля: под каждую струну подводится свой магнит (обычно в виде цилиндров) или единый магнитопровод, похожий на рельс. Разница довольно существенна. Если при едином магнитопроводе магнитное поле равномерно распределено от первой до последней струны, то при раздельном варианте оно неравномерно. Из-за этого громкость звучания струны при подтяжке будет меняться. Крайне редко встречаются инструменты, где все струны совпадают с раздельными магнитами.

"Сингл" (single-coil) - звукосниматель с одной катушкой.

Звук снимается с узкого участка струны и поэтому хорошо "читается". "Синглы" используются, в основном, для игры на чистом звуке или с элементарным драйвом. При попытке включиться в более мощные примочки-исказители шум и наводки вырастают до неприемлемого уровня. Включение двух синглов, стоящих в противофазе, хоть и снижает уровень наводок, но из-за разнесенности датчиков все положительные свойства сингла пропадают. Амплитуда струн и частоты, снимаемые каждым из синглов, будут слишком различны для получения читаемого искаженного звука. К отрицательным свойствам данной конструкции отнесем слабый сигнал и, как вы уже поняли, высокий уровень наводок. Средний уровень сигнала с сингла - 100 мВ, в случае его увеличения прозрачность звучания будет убывать. Синглами комплектуются инструменты традиционного направления: Strat, Tele, Rickenbacker и другие.

Хамбакер (humbucker) - звукосниматель из двух катушек.

1) Стандартный.
Катушки, каждая размером с "сингл", располагаются в горизонтальной плоскости. Ширина такого датчика примерно 38-40 мм. Магниты (магнитопроводы) бывают как цилиндрические, так и единые, средний выход колеблется около 250 мВ, и поэтому он значительно лучше "раскачивает" эффекты, построенные на жестком ограничении сигнала (distortion). Звук от такой конструкции слегка размыт: все-таки между центрами катушек 15-17 мм.

2) Хамбакеры в корпусе сингла (side-by-side single coil).
В данном случае single coil указывает лишь на размер. Цилиндрических магнитопроводов на них не бывает - не позволяют габариты. По той же причине при идентичной намотке сигнал несколько слабее, чем у стандартного хамбакера, но несравненно прозрачнее и чище. Расстояние между центрами катушек 7,5-8,5мм, что и определяет лучшую "перкуссийность". В то же время, являясь полноценным хамбакером, такой звукосниматель дает возможность использовать дисторшн, не слишком досаждая исполнителю помехами.

3) Разделенный хамбакер (split humbucker).
Каждая из катушек снимает по половине струн. Звук снимается с одной точки струны и по сути является "сингловым", но теперь он без наводок. Катушки помещаются или в независимые корпуса (датчик Precision bass), или в корпус хамбакера. Существуют звукосниматели с катушками, не используемыми для снятия сигнала. Назначение таких обмоток - компенсация наводок. Их расположение бывает как горизонтальным, так и вертикальным. Такой датчик называют humcanceller.

4) Вертикальный (stacked hum canceller) вариант. Размер "сингла".
Катушки располагаются строго одна над другой. Чтобы понять противоречивость этого решения, несколько подробнее разберем принцип работы хамбакера. Сигнал, снимаемый одной катушкой, складывается с сигналом другой катушки. Вся хитрость состоит в том, что сигнал второй катушки находится в противофазе к сигналу первой обмотки - он как бы с другим знаком. Результат работы каждой катушки является суммой, полученной от колебаний струны и наводок. Так как колебания струны в разных точках отличаются друг от друга, то в дальнейшем эта составляющая сигнала складывается, и противофаза ей не страшна. Наводки же, воспринимаемые каждой катушкой, практически одинаковы и при сложении взаимоуничтожаются. Справедливости ради замечу, что уничтожаются и одинаковые составляющие от колебаний струны, в результате чего появляется легкий "кастрюльный" призвук. Но большинство музыкантов этого не замечает и даже с удовольствием использует эту особенность при извлечении искусственных флажолетов.
Мы рассмотрели горизонтальный вариант стандартного хамбакера. При вертикальном расположении каждая катушка снимает со струны абсолютно одинаковый сигнал. Нижняя катушка находится от струны несколько дальше и, следовательно, хуже "слышит" колебания, а кроме того обычно на ней намного меньше витков. По этим причинам сигнал от струны все-таки остается жив, хоть и в несколько урезанном виде. Однако и от большей части наводок избавиться не удается: катушки-то разные.
Единственное, что полноценно складывается в любой конструкции "хамканселера" - это тепловой шум обеих катушек. Самое значительное достижение такого варианта - это снятие сигнала с одной точки струны. Использовать такие звукосниматели с эффектом distortion могут только отчаянные люди типа И.Малмстина, с обязательным откусыванием хвоста сигнала "гейтом" (noise gate). При горизонтальном положении катушек вычитание сигнала не происходит, но повышенный тепловой шум остается. Звукосниматели басов строятся на тех же принципах, отличаясь лишь внешне. К недостаткам звукоснимателей этого класса относятся: тепловой шум, микрофонный эффект, недостаточная защита от электромагнитных наводок, неизменяемость звука. Наличие первых трех пороков объясняется невысокой ценой таких датчиков. Не забывайте: чудес не бывает, вы получаете качество в соответствии со стоимостью.
Зачем же необратимо меняют звук инструмента в звукоснимателе? Первые выпускаемые серийно датчики отличались неплохой линейностью. Вспомните гитарный звук 50-х - Чак Берри (Chuck Berry), Бадди Холли (Buddy Holly), Джо Пасс (Joe Pass), Лес Пол (Les Paul). И такие звукосниматели устраивали всех. Однако уже в 60-е годы некоторые гитаристы - а Дюан Эдди (Duan Eddy) еще в конце 50-х - стали использовать переусиление сигнала. А в начале 70-х уже большинство музыкантов (СREEDENCE, GRAND FUNK, FLEETWOOD MAC) играло на искаженном звуке, получая его с помощью разных педалей типа драйв, дисторшн или попросту перегружая вход лампового комбика (gain - на максимум, master - на треть, и далее по вкусу). Во всех случаях в конечном звуке появлялся продукт искажений - "песок". Для нормального восприятия он должен быть плотным и стабильным. Как раз этого-то недорогие эффекты, пользуемые основной массой музыкантов, выдать не могли. При попадании в них ВЧ-составляющей выбросы "песка" становились хаотичными, и появлялось ощущение, что педаль захлебывается, звук становится "колким". Это происходит потому, что ВЧ-составляющая гитарного звука обладает сильной динамикой, и для ее качественной обработки необходимы серьезные электронные решения. Для облегчения жизни производители недорогих "примочек" стали исключать высокие частоты из спектра всех поточных звукоснимателей. Отсутствие верха (ВЧ начинаются с 5 кГц) не позволяет получить чистый и звонкий звук, и инструменты с такой комплектацией стали пригодны в основном для игры с исказителями. Именно в соответствии с этой концепцией фирмы, выпускающие гитарную АКУСТИКУ, стали ограничиваться диапазоном до 7 кГц.
Звукосниматели этого класса не снимают и низких частот. На мой взгляд, это оправдано: при коллективной игре использовать их гитаристам затруднительно - нужны утонченные аранжировки, хорошее звукоизвлечение и профессиональная работа звукоинженера. С неполным спектром не снижаются наводки и микрофонный эффект. Еще одной из причин сужения спектра явилась кажущаяся легкость игры на гитаре с такими датчиками. С присутствием верха звукосниматель начинает в полном объеме читать все погрешности игры. Достичь по-настоящему профессионально чистого звукоизвлечения непросто, нужно долго и кропотливо заниматься. Гораздо проще сделать вид, что собственных огрехов не существует. Дальнейшее развитие этого класса и привело к изменению весовых долей среднего диапазона, т.е. эквализации.
Современные "звучки" просчитываются таким образом, чтобы вы, используя обычные педали и недорогой комбик, получили бы один звук, пригодный для занятий и начального концертирования. Включать гитары с такими датчиками в аппаратуру студийного уровня не стоит, звук лучше не станет, вы только услышите его ограниченность.
Лидерами массового производства пассивных звукоснимателей являются:
Di Marzio - крупнейший производитель пассива предоставляет наиболее широкий выбор звуков. Концепция фирмы заключается в ярко выраженной окраске звука. Это можно проиллюстрировать следующим образом: представьте себе стандартный 31-полосный эквалайзер. Полностью уберите верх и низ, а в диапазоне средних частот поднимите до упора один движок. Спектр большинства звукоснимателей таков.
Seymore Duncan - занимает второе место по объему продаж и ассортименту. Так как повторять чужую идею бессмысленно, то задираются уже 2-3 полосы. Примерно вдвое меньше и предлагаемый выбор. Диапазон СЧ не резиновый, а работать над оттенками при цене до $100 никакая компания не будет.
Bill Lawrence - находится где-то между лидерами. Звуки певучие, но совсем без верха. С точки зрения предлагаемого ассортимента фирма является образцом скромности.
Все перечисленные фирмы выпускают осовремененные модели звукоснимателей 50-х годов. Верха и низа там нет, но середина более линейна и допускает последующую элементарную коррекцию. Для получения приличного выходного сигнала все пассивные датчики имеют большое количество витков и, следовательно, большой уровень теплового шума. Без сильного выхода наводки, которые неминуемо "сядут" даже на самый хороший шнур, будут слишком явно присутствовать в конечном звуке. Выигрываешь в одном, проигрываешь в другом: это правило действует в звукоснимателях в полной мере. И в большинстве случаев с возрастанием уровня выходного сигнала перкуссийность падает. Дальнейшее развитие музыкальных технологий привело к созданию активных систем.

Активные звукосниматели

Основными задачами создателей активных систем являлись уменьшение наводок и теплового шума. Оставив принципы построения звукоснимателей прежними, катушки стали делать с меньшим количеством витков. Шум с катушек убавился, но и сигнал стал слабее. Вот тут-то он и разгоняется до обычных величин предварительным усилителем. В результате от гитары идет мощный сигнал с незначительной долей наводок, ведь с меньшим количеством витков и наводок получается меньше. Хорошо нагруженный шнур тоже становится невосприимчивым для наводок, кроме того в нем не погибают остатки верха, звук становится "прозрачнее". Распространено мнение, что актив выдает неживой "пластмассовый" звук. На деле же инструмент с хорошей активной электроникой более чувствителен к динамике в игре, хотя бы по причине большего присутствия верха и общей яркости сигнала. Почему-то противники активной электроники забывают, что любая примочка - это еще и усилитель.
Обычно вся внутригитарная электроника называется предусилителем (on-board preamp). Однако есть отличия между следующими категориями:
предусилитель (preamp) - полное усиление сигнала с возможной частотной коррекцией;
темброблок (tone control module) - возможность раздельной регулировки нескольких диапазонов частот;
буфер (buffer) - только для согласования сопротивлений между датчиком и последующим темброблоком, возможно небольшое усиление.

Основные производители

Фирма EMG создала первый поточный звукосниматель со встроенным предусилителем. Долгое время являясь единственным лидером в этой области, EMG сумела создать гамму относительно недорогих датчиков и внутригитарных блоков - эквалайзеры, экспандеры и пр. Все звукосниматели, выпускаемые на EMG, являются активными, предусилитель находится в корпусе датчика. Создав неплохую защиту от наводок, фирма не смогла радикально изменить соотношение сигнал/шум. Причина кроется в ценовых ограничениях: в производстве используются недорогие микросхемы.

Фирма Bartolini выпускает звукосниматели как пассивного, так и активного направления. Особое место занимают пассивные датчики, специально разработанные для последующего внутригитарного усиления и эквализации. Электроника собирается на дискретных элементах и по этой причине шумит меньше, чем у конкурентов. Поставив более высокую планку, фирма не смогла уложиться в ценовые рамки недорогих звукоснимателей. Звукосниматели Ваrtolini на 10-15% дороже других, но и объективно качественнее. В настоящее время лучшими поточными датчиками для басов являются именно Bartolini. Предусилители, выпускаемые фирмой, не универсальны. В соответствии с уровнем выходного сигнала датчика, используется определенный тип усилителя.

ВНИМАНИЕ! Неумелая, бездумная и неаккуратная установка может свести все идеи инженеров EMG и Bartolini к нулю. Монтировать электронику лучше специалисту.
#139
Рок-культура /
мая 17, 2007, 09:58:51
по поводу пренебрежительного отношения...
в пору моей работы журналистом приходилось интервьюировать разных там ЗВЕЗД и звездочек...
так вот, я всегда приходил в редакцию с материалом, т.к. не врывался в номера к людям "а скажите пожалуйста...." щелкая камерой, не лез в гримерку, не перехватывал их во время того как они шли в туалет и т.д. не строил из себя "крутого" папарация
подходил к а дминистраторам, представлялся и ждал сколько надо...
бывало артисты были в ужаснейшем настроении после общения с публикой и "крутыми" журналистами (см. о них выше)
всегда меня встречали с естественной улыбкой (или хотя бы проважали), интервью проходили спокойно.
#140
Юмор /
мая 17, 2007, 09:46:19
Отец подарил сыну на 14-летие бас-гитару. Довольное чадо возвращается после
первого урока и заявляет родителю:
- Сегодня я выучил первые пять нот на струне G!
После второго урока:
- Сегодня - первые пять нот на струне D!
Третье занятие:
- Первые пять нот на струне A!
Четвертое:
- Первые пять нот на струне Е!
Отец его и спрашивает:
- Сынок, а как же школьные задания?
В ответ:
- Па, мне некогда. Завтра концерт.

Гитарист после смерти попадает в гитарный рай. Встретив новоприбывшего, архангел Гавриил проводит экскурсию.
- Вот, - говорит, - комната Стиви Рэй Воэна. А это комната Джими
Хендрикса...
Гитарист:
- Скажите, а где обитает Ингви Мальмстин?
- Его здесь нет. Но он в пути... А вот и Ваши аппартаменты.
Обалдевший от такого звездного соседства гитарист долгое время не может уснуть, ворочается с боку на бок. И тут за стенкой слышит как кто-то терзает древнющий <Страт> и <Маршалл> <Трилогией>. Ни фига себе, думает, Гавриил обманул, ведь Мальмстин, оказывается, мой сосед!
Наутро, не успев почистить зубы, гитарист бежит к архангелу Гавриилу
востанавливать справедливость.
- Что же Вы, достопочтенный, - говорит, - людей обманываете! Мальмстин-то не <в пути>, а живет через стенку от меня.
- Это не Мальмстин, - отвечает Гавриил. - Он думает, что он - Мальмстин.

Один из моих любимых:
Знаете, как заставить басиста играть тише?
Положите перед ним нотный лист.
А еще тише?
Напишите на нем ноты.

У аpмянского pадио спpашивают:
- Как отличить гитаpиста от плейбоя?
- Очень пpосто! Hадо спpосить у обоих, что такое pick-up.

Молодой гитарист пришел записываться на студию. Но вот незадача! Чем больше играет, тем хуже получается. И дальше - хуже... Время 12 часов ночи. За стеклышком сидит грустный оператор... Кофе кончился, сигарет нет, жена три раза звонила, обещала из дому выгнать. Надоело ему это все. Включает он микрофон в студии и говорит гитаристу:
- Слушай, парень! Ладно, все, хорош! Ну, не получается. Но ты хоть гамму-то сыграть можешь?
- Гамму! Нет проблем!
- Сыграй, а я потом нарежу!

Вообще про басситсов коллекционирию:

Жена бас-гитариста возвращается из магазина домой и, поднимаясь по лестнице, слышит дикий шум, ругань и детские крики..
Она влетает в квартиру, а там муж с утюгом в руке бегает вокруг стола за ребенком, тот уворачивается и визжит.
-???!!! Ты чего?!
- Да представляешь, поганец, колок на басу повернул, и не говорит, какой!

Сидят два панка. Один на гитаpе тpенькает и подпевает:
-Блинннн! Блинннн!
Час игpает:
-Блинннн! Блинннн!
Два игpает:
-Блинннн! Блинннн!
Второй вдруг:
-Запиши слова, за душу взяло!!!

Вопрос:
Сколько гитаpистов потpебyется, чтобы заменить источник света в XXI веке?
Ответ:
Пятеpо. Один бyдет менять этот источник света, а остальные бyдyт стоять pядом и говоpить, насколько лyчше были стаpые лампы.


Одна молодая рок-группа классно играет, но, как водится, прозябает в полной неизвестности. Наконец каким-то чудом ее слышит крутой продюсер и приходит в полный восторг. Заключается контракт на запись, турне и прочее. Группа опять страшно напрягается, за полгода делает шикарную программу и едет с ней на конкурс.:
И вот, собственно, конкурс. Час до выступления - басист куда-то исчез.
Полчаса - тоже нет. 10 минут - нет. Наконец пора выступать, вокалист в
отчаяньи берется за бас, они страшно лажают, их освистывают, продюсер рвет все контракты.:
Сидят они, убитые совсем, в гримерке. Вдруг вваливается пьяный в сосиску басист с двумя телками и, икая, говорит::
- Смотрел я тут из зала, как мы выступали... ТАКАЯ ЛАЖА!!!:

Это скорея притча. Я ее рассказываю каждому молодому музыканту.
Каждому прочесть и запомнить!!!

На улице недалеко друг от друга подрабатывают два гитариста - молодой и старый. Молодой музыкант показывает суперскоростную технику, "пилит" по всему грифу, сногсшибательно импровизирует, а старый скромно стоит в сторонке и извлекает вдумчиво пару-другую нот. Около молодого гитариста - никого, около старого - толпа народу.
Один слушатель не выдержал, подошел к старому музыканту и спрашивает: "Как так получается, что тот молодой музыкант быстро играет, показывает фантастическую технику, и его никто не слушает, а вы спокойно играете несколько нот и вас слушает толпа народу?" Старый музыкант подумал и ответил: "Он только еще ищет свою ноту, а я уже нашел..."

Приходит гитарист (Г) к врачу (В). Происходит диалог:
Г. Я вот соло-гитарист. Душа коллектива. На мне все держится. Да вот что-то с головой стало: не могу ничего придумать нового. Что посоветуете?
В. А вы в постель мочитесь?
Г. Нет.
В. А курите много?
Г. Пачка в день.
В. Нормально. Может пьете немеряно?
Г. Да что вы? Пара стаканов в день, не больше.
В. Тоже ничего. А знаете что? Давайте мы вам трепанацию сделаем - посмотрим, что же с мозгами приключилось.
На том и порешили. Открывает врач черепную коробку пациента. И видит, что мозг подмок. Предлагает он тогда гитаристу оставить мозг - подсушиться. А самому пойти погулять пока. И зайти за мозгом через несколько дней. Гитарист уходит. Проходит неделя, другая, а пациент не возвращается. Обеспокоенный врач звонит гитаристу:
В. Да вы бы, батенька, за мозгами своими зашли бы.
Г. А мне не сильно надо. Я на басухе пока...

непревда, но смешно по-моему :)
#141
Аниме - японские мультики (один из стилей)

Если кто-то не видел этот мультфильм, я прошу не надо сообщать об этом в форуме - промолчите и мы поймем ;)

На счет "дай посмотреть" обращаться через личные месяги...
#142
Ищем таланты /
мая 16, 2007, 09:07:57
это наши личные приколы (мы вообще вроде как в одной группе играем), так что надоели - пишите по теме

КОНЧАЕМ ФЛУД
#143
Рок-культура /
мая 16, 2007, 02:46:36
я о том хотел сказать, что то, о чем я думаю, может быть изначально не верно...
мне глубоко насрать кото тру а кто нет! главное, чтоб чел был нормальный, пусть даже рок не слушает...
а как все завелись :) прямо как дети малые... ой... а вы ведь такие и есть
#144
Рок-культура /
мая 16, 2007, 11:28:32
я вообще за то, чтоб прикратить этот флуд...
ну или вообще закрыть этот форум - согласитесь, что раненую лошадь добивают... а тема реально раненая...
#145
Рок-культура /
мая 16, 2007, 11:01:07
да достали уже!
че прямо то не сказать: вот ты, ты и ты мне интересны и я хочу с вами в реале пообщаться... что мешает?
а так получается толпу соберем, выберем кто получше, а потом видно будет, что делать?
у меня много случаев было, когда в сети с человеком наговориться не можешь, а встретишься... и сидят оба молчат...
вы хоть представляете о чем говорить будете на сходке?
как зовут? где учишься? что слушаешь? а это тебе нравиться?
а потом вопросы на тупость: начиная с "какой ты национальности?" и заканчивая "как ты думаешь, кто кручи Фес из книги Ника Перумова или паладин второго уровня из Диабло?"

все примеры из реальной жизни. отсюда и настрой такой у меня
#146
Музыкальные инструменты /
мая 16, 2007, 10:45:05
если ты пришел в ямаху и не увидел на витрине струн, то это не значит, что их нет в наличии.

я, например, для гитары уже несколько лет беру струны "мелон саунд" и в ямахе знают и, может быть случайно, но одна пачечка для меня находится...

надо спрашивать, если нет в наличаи - закажи!
#147
Рок-культура /
мая 15, 2007, 11:35:57
не к молодым мое такое отношение, а к позерам, но как ты сказал, больше всего их среди молодых...
ходить и кричать на каждом углу: я - рокер, тоже, что и кричать: у меня есть сто рублей... у многих есть, но они же не орут...

в общем то все проходят через это, не у всех проходит :)
#148
Рок-культура /
мая 15, 2007, 11:24:53
я очень просто (как и "старики") отличаю "тру" от не "тру": если чел делает все то же, что и другие при этом слушает "тежеляк", то он и есть все другие
если он кричит: моя музыка правильная, все остально - гавно... ну понятно... :)
если он напивается до блевотни, то... его право, но я с ним общаться тесно не стану...
если он на каждом углу кричит о пришествии царства сатаны, пусть идет к дьяволу... или лечится

настоящий рокер индивидуален - он законченая личность, ему не надо быть как кто-то...
это что-то вроде самурая - человек высоких моральных качеств, он имет на все свое мнение и может его отстоять, при этом он умеет слушать (а главное слышать) другие мнения, но поступает "по совести" и если чужое мнение правильное - он его примет, с богатым внутренним миром, немногословен, но с ним интересно общаться...

я так думаю!!!

вообще читайте "Воина света", многие ничего не поймут, но это хоть на время отвлечет их от ненужного флуда
#149
Рок-культура /
мая 15, 2007, 09:42:35
Рокеры в моем лице на подобные тусы ходят редко и держаться особняком
а общение с ростущим поколением "рокеров"-тинейджеров дает повод думать, что нет дыма-то без огня...

вспоминая себя в те годы (с ума сойти - 10 лет назад), скажу, нет покаюсь: сам грешен (от чего порой страдаю - факин имидж)...
но не орал же о своих грехах везде и всюду... да и мозгов хватило завязать со всем этим...
музыка-то и помогла, кстати, вылезти из ямы, куда сам себя загнал...

предлагаю решение вопроса: собраться в один день и час на сайте в форуме, тем самым побив пятничный рекорд в 9 человек :)
#150
Рок-культура /
мая 15, 2007, 09:20:33
просто люди много смотрят телек - отуда и знания о "настоящих" рокерах

всегда так было. приходишь помещение снять под репитиции... кто? РОКЕРЫ?! выже колостся тут начнете, бухать, баб водить... нееее, не сдадим помещение...

реалии жизни, мать их так...