Звукозапись (в домашних/любительских студиях)

Автор Something, июня 20, 2007, 10:20:48

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Something

Так как звукозапись - это тоже полезная хитрость с музыкальными инструментами, то эта тема будет здесь. В этом разделе мы будем делиться опытом в столь интересном и хлопотном деле, которое как-то малопопулярно и не особо развито в наших краях.

Звукозапись - очень сложная наука, симбиоз физики, радиоэлектроники, акустики, информатики. Кароче, создание студии профессионального уровня - это надо долго учицо. Но обычным музыкантам вполне по силам, если позволяют средства, организовать мини-студию дома, с приемлемым качеством звучания и тп., знавал одного парня, так он на Audigi своей с прогами разными так хорошо записывал, что отличить от профессионального звука было нельзя.

У нас на форуме завелся звукорежиссер, будет полезно нам и его мнения в этом топике послушать, так что просим.

Итак, что нам надо для звукозаписывания:

1) Компьютер
   
    а) у компьютера должно быть хотя бы 512 МБ ОЗУ, лучше 1 Гб, так как для обработки звука и подгрузки разных сэмплов, драйверов и плагинов надо много хранить в оперативке (ну и процессор не ниже хорошего селерона от 4 пентиума, так как математики там тоже много);

    б) если к компьютеру подключается звуковая плата через Firewire-интерфейс (1394), то надо, чтобы у компа либа был такой интерфейс встроенный, либо купить переходник PCI-Firewire; бывают звуковые с USB 1.1/2.0  - но на всех современных компьютерах такие интерфейсы есть давно;

2) Звуковая плата должна иметь приемлемое качество звукозаписи. На встроенных картах никогда такого не добиться. Если пишется музыка для себя, то многим хватает Creative Live! или Creative Audigi. Но если позволяет бюджет можно посмотреть в сторону специально создаваемых для наших целей устройств, именуемых Proaudio.
Конечно, сильно далеко на топовые модели линейки смотреть пока нам рано (Lynx Two, M-Audio AudioFire последние и тп, E-MU топ модели), так как для такого оборудования надо и сопутствующее оборудование с достаточным качеством, чтобы не было узких мест - но это и ежу понятно.

Существует довольно много хороших звуковых карт класса Proaudio среднего ценового диапазона (от 150$), которые вполне пригодны и хороши: ESI Juli@ и младшие модели от E-MU (170$++) и M-Audio (Firewire, Audiofire).

На таких звуковых картах бывают качественные микрофонные предусилители, если таковых нет, то для хорошей записи звука их необходимо приобрести ($54 доллара ART по-моему называется)

Ещё что хорошо, подобные устройства поставляются с большим набором ПО для создания/редактирования музыки, потому некоторые музыканты, чтобы экономить на программах (если легально их получать, то они могут в совокупности стоить многие сотни долларов) покупают их с устройством, там часто бывают всякие Light Edition, но даже если не Lite, то стоимость ПО включенного в комплект с устройством ниже чем рыночная стоимость этого ПО.

3) Хорошая акустика или монитор(ы), для прослушивания записанного и выявления всяких тонкостей (стерео-акустика от 80$, монитор(ы) от 140$).

4) Более-менее хороший микрофон.

5) Чтоб ниче не трещало и не шумело вокруг)

Остальное по вкусу.

Something

#1
В продолжение, никому особо, как я посмотрю, не интересной темы, напишу про технологию VST и ASIO.

Есть такая грандиозная фирма Steinberg, занимающаяся выпуском программного обеспечения для профессиональной звукозаписи, сведения, обработки и прочих манипуляций с музыкой. Эта фирма разработала технологию ASIO.

Чё даёт эта технология.

В каждой ОС (операционной системе) есть прослойка, отвечающая за обработку звуковоспроизведения, характеризующаяся некоей достаточно большой задержкой (latency) преобразования звука (до полусекунды), из-за которой невозможно порой бывает преобразовывать быстро звук (применение эффектов на-лету) и играть на миди-устройствах типа пианино или подключать гитару к звуковой. Благодаря ASIO, программа работает на прямую с "железом", минуя эту прослойку и сокращая время до пары милисекунд. Поддержка ASIO обеспечивается во всех картах класса Proaudio и в некоторых "домашних" картах.

Существует также проект каких-то программистов, которые пишут ASIO-дрова для SB Live!, подробно об этом если кому надо читайте в инете, только внимательно - часто информация бывает неактуальна.

Теперь про VST.

И тут опять фирма Steinberg отожгла. VST - это технология виртуальной студии, позволяющая мутить разные чудеса со звуком в реальном времени (не без помощи ASIO).

ЦитироватьЧто такое VST инструменты и зачем они нужны?
В последнее время чрезвычайно популярными стали аудиоэффекты, обработки и виртуальные инструменты, реализованные программным путем и работающие в режиме реального времени. Они могут представлять собой как самостоятельные приложения, так и плагины, предназначенные для использования из других приложений - приложений-хостов. Вообще плагины - нечто несамостоятельное, некий подключаемый "довесок" к программе или устройству, благодаря чему эта программа или устройство получает новые возможности. Приложение-хост - это та программа, которая позволяет подключать к себе плагины. Взаимодействие хоста с плагином регламентируется интерфейсом прикладных программ (Application Programming Interface - API). В настоящее время наиболее популярными "музыкальными" API на платформе PC можно считать VST и DX. DX - технология, обеспечивающая взаимодействие приложений-хостов с виртуальными эффектами и инструментами (синтезаторами; сэмплерами; эффектами, управляемыми по MIDI, и др.) посредством интерфейса прикладных программ Microsoft DirectX. После установки DX-плагинов в систему они становятся доступными из любых приложений, позволяющих использовать данную технологию. В равной степени распространены VST-плагины. VST - Virtual Studio Technology - API фирмы Steinberg. Virtual Studio Technology изначально разрабатывалась для применения в программных продуктах Steinberg (в частности, в Cubase VST). Поэтому нет ничего удивительного в том, что и программа Cubase SX ориентирована на работу с VST-плагинами. Вообще с поддержкой плагинов различных стандартов в Cubase SX дела обстоят следующим образом:

в полной мере поддерживаются VST-плагины (и эффекты, и инструменты - VST1); DX-плагины поддерживаются с ограничениями: Cubase SX не отличает DX-плагины эффектов от плагинов инструментов DXi, поэтому применение DXi из Cubase SX нам не представляется возможным; не поддерживается автоматизация параметров DX-плагинов. Все плагины фирмы Steinberg поддерживают стандарт VST. Hаиболее мощные по возможностям и качеству звучания (поэтому и наиболее популярные) плагины третьих фирм поддерживают оба стандарта: и DX, и VST. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить только о применении VST-плагинов. Инсталляция VST-плагинов, входящих в поставку Cubase SX, осуществляется во время установки самой программы Cubase SX, и вам не нужно прикладывать никаких усилий для того, чтобы эти плагины в дальнейшем были доступны. Если же вы собираетесь инсталлировать дополнительные плагины, то следует понимать, что для Cubase SX важно, чтобы программные модули плагинов находились в определенной папке. По умолчанию это C:/PROGRAM FILES/STEINBERG/CUBASE SX/VSTPLUGINS. В случае необходимости можно указать другую папку, используемую для хранения плагинов, и дать Cubase SX команду обновить информацию о плагинах. Дело в том, что в настройках каждого приложения-хоста имеется путь к папке с VST-плагинами. У разных приложений этот путь по умолчанию разный. И если вы хотите использовать одни и те же VST-плагины из разных приложений, то в настройках каждого из них должна быть указана одна и та же папка. VST-инструменты (VSTi) - это, по существу, плагины, управляемые по протоколу MIDI. Для того чтобы задействовать в Cubase SX какой-либо виртуальный инструмент, требуется выполнить минимальное количество действий: подключить плагин VSTi к проекту и выбрать на одном из MIDI-треков в качестве выходного порта виртуальный MIDI-порт данного инструмента. Различным аспектам применения VST-плагинов посвящено несколько разделов данной книги. В частности, методика подключения VSTi описана в разд. 4.1.3, автоматизация VST-плагинов (эффектов и инструментов) описана в разд. 4.7.8, методика получения информации о VST-плагинах изложена в разд. 5.6.1. О применении VST-плагинов в многоканальных проектах вы прочтете в разд. 5.6.2. Применение VSTi рассмотрено в главе 10, а описание VST-плагинов приведено в главе 13. У каждого VST-инструмента есть свои особенности. Большинство из инструментов уникально: в них используются различные типы синтеза звука, они отличаются архитектурой и методами обработки генерируемого звука. Многие из них обладают собственным, как правило, ни с чем не совместимым набором MIDI-контроллеров. Однако перечень этих контроллеров, банков и патчей может передаваться в приложение-хост. В этом случае вы обращаетесь к требуемому контроллеру уже не по номеру, а по его названию. Выбирать и корректировать тембры удобнее всего в окне самого VST-инструмента. Все настройки VST-инструмента, сделанные в этом окне, сохраняются непосредственно в проекте. Мультитембральными VST-инструментами можно управлять по нескольким MIDI-каналам с нескольких MIDI-треков. Для того чтобы свести к минимуму задержку между поступлением MIDI-команды VST-инструменту и ее реализацией в звуке, требуется достаточно мощный процессор и звуковая карта с ASIO-драйверами. Однако если вы не собираетесь играть на VST-инструменте с клавиатуры, то эта задержка значения не имеет. Hа MIDI-треке, управляющем VST-инструментом, вы располагаете партию для данного инструмента, записав ее нотами или с помощью отпечатков клавиш. Можно записать партию с MIDI-клавиатуры на другой трек, озвучиваемый аппаратным синтезатором, а затем перенести на трек, управляющий VST-инструментом. При воспроизведении проекта приложение-хост учтет то, что VST-инструменты откликаются с запозданием, и будет посылать MIDI-команды для них чуть раньше, чем для других MIDI-инструментов. В результате VST-инструменты будут звучать синхронно со всем сонгом. Что касается субъективного качества звука, генерируемого виртуальными синтезаторами (и VST-инструментами, в частности), то оно зависит исключительно от разработчиков. Существует множество виртуальных синтезаторов с возможностями игрушки. Hо попадаются и такие, которые не уступают по качеству звучания своим аппаратным прототипам, а по возможностям и гибкости в управлении оставляют их далеко позади. Если вы работаете с аппаратным синтезатором, то для "переброски" MIDI-партии этого инструмента на аудиотрек или в WAV-файл требуется делать внутреннее пересведение: нужно воспроизводить MIDI-треки, относящиеся к данному синтезатору, и одновременно записывать звучание синтезатора на аудиотрек. Качество записи при этом зависит от самого синтезатора, соединительных кабелей и качества АЦП звуковой карты. А цифровые выходы имеются далеко не у всех "железных" синтезаторов. Совсем другое дело - виртуальные инструменты. Вы можете сами определять формат звуковых данных проекта Cubase SX. Соответственно все виртуальные инструменты будут работать в заданном формате. При этом ничто не мешает вам использовать 24 бита для представления звукового сигнала. И никакого шума. Итак, вы можете использовать VST-инструменты и добиться серьезных результатов, обладая всего лишь компьютером с достаточно мощным процессором и звуковой картой с минимальными возможностями. Стоимость такой домашней студии гораздо меньше, чем студии с несколькими аппаратными синтезаторами и сэмплерами. Единственные два требования к звуковой карте состоят в том, что она должна обеспечивать качественное аналого-цифровое преобразование для записи вокала и живых инструментов и качественное цифро-аналоговое преобразование для мониторинга (вы должны слышать результаты своих действий).

//http://www.thebestvst.ru/what_vst.shtml

Behemond

#2
тема очень интересная, честно)
как сдам вступительные запишу чего...

z01d

#3
соледарен.. отсутствие комментов.. еще не признак неинтересности темы.
Как приятно когда тебя недооценивают.

Something

#4
благодарю, комрады

Behemond

#5
кстати, не доводилось сталкиваться со вторым амплитюбом? Там вроде и в линию звук гитары можно накрутить очень и очень... примеры мне по крайней мере понравились) как экзамены сдам сам попробую)

Something

#6
Да, в амплитьюбе можно много чего покрутить, но я им пользуюсь для наложения эффекта на уже записанный инструмент (акустический). Второй он или не второй, чото я не припомню, он Light Edition у меня, выпуска конца 2006 года. Было бы очень не плохо с его стороны вешать эффекты на лету, на гитару в Line In, ибо он посерьёзней будет, чем разношерстные FX-Box'ы. Но пресеты у него хохмовые канешна, послушаешь и не знаешь че думать (про дисторшен), видимо, надо покрутить и проникнуться.

D@nDY

#7
У меня 4-ый пень, ОЗУ 512 плюс 256, встроеная звуковуха.
Пишу на старом-старом Кубейсе.
Гитара и басс - самоделки.
Примочка была российская: Лель Бруталайзер; терь гитарный процессор с 32-битным сэмплированием: Zoom G2.
Качество оцените сами: http: realmusic.Ru/celestial_g
"Тишина" записана с Лелем, "Молчи..." уже с Зумом.
Как говорится, долго ли умеючи...
Надо тока сильно захотеть записаться и все получится ;)
секс, наркотики, рок-н-ролл... эх, далекие 60-ые... теперь виагра, клизьма и вставная челюсть...
Моя музыка на RealMusic.ru

БРЮКИ КЛЁШ и МАРАКАСЫ

#8
2 D@nDY

кстати......самое слабое у тебя голос........

закажи микрофон Октава 319 - 4000руб + малюсенький пульт Biema 802A 2000руб
Пульт нужен не просто для подключения микрофона, а еще и для его
запитки фантомным питанием.....
почему октава? ею проффесионалы снимают звук с акустических инструментов, гитарки
трубы , саксофон вообще прекрасно снимает,  ....тебе для голоса хватит с лихвой )

и тогда тебя все всегда будут понимать
да какие вы рокеры?!!.........так ...............жалкая пародия!

Something

#9
на некоторых звуковых картах тоже есть включалка фантомного питания, думаю целесообразней купить её, записывает то она все равно, а то будет узкое место и никакие октавы не помогут

D@nDY

#10
а я не оперный певец, чтобы голосом хвалиться... да и песни не фонтан...
я просто думал, что людей это сподвигнет на что-то... пока что кроме "я лучше могу" ничего не слышал от других.... не одно дело не двигается, если на жопе сидеть, да говорить "я такой крутой"...
мне глубоко пох на качество записи... в противном случае я тратил бы на обработку и запись звука больше 2-х часов
секс, наркотики, рок-н-ролл... эх, далекие 60-ые... теперь виагра, клизьма и вставная челюсть...
Моя музыка на RealMusic.ru

D@nDY

#11
Простите за второй пост, но...

У кого есть CuBase и какие версии?

А самое главное: ЕСТЬ ЛИ У КОГО ВОПРОСЫ ПО ЗВУКОЗАПИСИ?
секс, наркотики, рок-н-ролл... эх, далекие 60-ые... теперь виагра, клизьма и вставная челюсть...
Моя музыка на RealMusic.ru

Behemond

#12
у меня есть 3.1.1, но с моей звуковой хрен чего запишешь =(
с получки, наверное, возьму M-Audio Audiophile 192

WERWOLF

#13
D@nDY,конечно етсь,причем валом...но обсуждать их на форуме думаю не разумно,все тут не выложишь,тем более без мата не льзя.не пойму)))вот я блин написал 5 песен за последний два месяца,сижу теперь и думаю,на куя?))))а голос,глос не главное,главное чувства передаваемые человеком ведь,смысл,мир чувств который человек пытаетсья показать нам,не более того.голос фигня.я вот со своим пел,пока в конец не сломался,а терь еще и ангина замучала.....ПОЙ!!!!Я ЗА ТЯ!!!Сам не Басков)())
Ибо всякая плоть - как трава. И всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал

Something

#14
WERWOLF, засвети свои творенья.

Behemond, ixbt.com посети, раздел Proaudio. Много информации о полупрофессиональных/профессиональных звуквухах.